Текст: ПЦ "Вясна"
В пятницу, 20 декабря, представители гражданского общества Беларуси презентовали альтернативный доклад в Комитет по правам ребёнка ООН. Он будет представлен в конце января 2020 года на 83-й сессии Комитета. В его подготовке участвовали восемь правозащитных организаций и общественных объединений: Хельсинкский фонд по правам человека (Польша), РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет», ПЦ «Весна», «Центр по продвижению прав женщин – Её права», Экспертно-правовое товарищество «Инициатива «Forb»», «Центр проблем детского развития «Левания», «Офис по правам людей с инвалидностью», “Human Constanta”.
- Юрист БХК Дмитрий Черных и эксперт по вопросам образовательной политики центра «Левания» Алексей Константинов на презентации доклада
Правозащитники отмечают, что в законодательстве и на практике с момента последней отчетности государства в Комитете по правам ребенка (2011 года) по-прежнему сохраняются отдельные проблемы, связанные с выполнением обязательств, закрепленных Конвенцией по правам ребенка. В частности, это проблемы, касающиеся ситуации с правами ребёнка в сфере отправления правосудия, реализации права на жизнь, отобрания детей из семей, здравоохранения. Кроме того, отмечаются проблемы в Беларуси с реализацией прав уязвимых групп детей: дети с инвалидностью, рома, детьми с РАС (детей с расстройствами аутистического спектра) и другие.
Кроме проблем с ситуацией с правами ребёнка в Беларуси в альтернативном докладе также предлагается ряд рекомендаций государству по её улучшению.
«Это разные рекомендации общего и специального характера, начиная от создания Уполномоченного по правам ребёнка до создания антидискриминационного характера. Мы предлагаем также принять меры позитивные меры в отношении детей из уязвимых групп, поскольку непринятие позитивных действий приравнивается к дискриминации. Мы знаем, в каком плачевном состоянии находятся дети рома. Задача государства в этой ситуации: принятие каких-то программ по социальной интеграции детей рома, по улучшению их имущественного положения и полному обеспечению их обучаться», — отметил на презентации доклада юрист БХК Дмитрий Черных.
На какие проблемы с правами ребёнка в Беларуси ещё обращается внимание Комитета по правам ребёнка ООН?
Насилие в отношении детей
В Беларуси до сих пор отсутствует законодательный запрет на все виды телесного наказания в доме, школе и других учреждениях. Физическое насилие в семьях до сих пор считается приемлемой мерой воспитания. Из-за таких условий дети находятся в крайне уязвимом положении. Права ребёнка на неприкосновенность личности и защиту государства от какого бы то ни было насилия фактически игнорируются. Правозащитники в этом контексте вспомнили недавний инцидент в одной из школ г. Гомеля.
Также правозащитники обращают внимание Комитета по правам ребёнка на несовершеннолетних осуждённых по ст. 328 УК (незаконный оборот наркотических средств). Известно, что в отношении некоторых из них применяются пытки и иные жестокие или унижающие достоинство формы наказания или обращения. Возможные нарушения со стороны сотрудников учреждений, представителей правоохранительных органов обусловлены:
- закрытостью системы исполнения наказаний,
- отсутствием национального превентивного механизма против пыток,
- эффективного общественного контроля в местах принудительной изоляции,
- отсутствие четкого законодательного запрета пыток.
При таких условиях несовершеннолетние заключенные становятся особо уязвимой группой, совершенно не защищенной от различных форм жестокого или унижающего достоинство обращения или наказания.
- Юрист БХК Дмитрий Черных и эксперт по вопросам образовательной политики центра «Левания» Алексей Константинов на презентации доклада
Декрет №18
В Беларуси, несмотря на многочисленные сигналы о формализме принимаемых местными властями решений, продолжает применяться Декрет №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
Из-за размытых и неточных формулировок положений Декрета государственные органы позволяют различные манипуляции. Например, дети подлежат защите и помещению на государственное обеспечение в случае, если установлено, что родители «иным образом ненадлежаще выполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей». Законодательство допускает толкование ситуаций, которые потенциально социально опасны, таким образом, который противоречит духу «наилучших интересов ребенка».
Кроме того, в альтернативном докладе обращается внимание на нечёткие формулировки критериев признания семьи находящейся в социально опасном положении (СОП). Это позволяет злоупотреблять целым рядом ситуаций. Среди признаков неблагополучной семьи встречаются такие, как «длительная безработица одного родителя (обоих родителей), а также частая смена мест трудоустройства»; «наличие у детей частых заболеваний и травм»; «полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку» и др. В решениях, принятых комиссиях, часто превалирует субъективный фактор. Вообще сам факт признания семьи находящейся в СОП, не способствует разрешению конфликтной ситуации в целом и созданию безопасных условий для ребенка.
Дети с инвалидностью и здравоохранение
Алексей Константинов из Центра проблем детского развития «Левания» приводит два примера, иллюстрирующих возможность доступа детей с инвалидностью к медицине:
- положение детей с РАС (детей с расстройствами аутистического спектра),
- возможность получения лекарств детям с редкими генетическими заболеваниями.
Защита детей от наркотиков
Комитету по правам ребёнка просигнализировали также о том, что предпринятые государством меры защиты детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ оказались несвоевременными и недостаточными. Из-за этого за 4,5 года за незаконный оборот наркотиков осуждены 716 несовершеннолетних. «Меры по борьбе с распространением наркотиков, предпринятые государством, во многом свелись к непропорциональным репрессиям в отношении детей, вовлеченных в преступную деятельность национальных и международных группировок», — отмечают правозащитники.
В связи с этим государству рекомендуется, кроме всего прочего, создать систему профилактики вовлечения несовершеннолетних в оборот наркотическими веществами в соответствии со стандартами прав ребенка.
Ребенок в Беларуси — не субъект с правами и собственными интересами
В белорусском законодательстве не закреплен принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, предусмотренный статьей 3 Конвенции. На практике произошла подмена понятий “принципов наилучших интересов ребенка” “законными интересами”. Однако последнее не в полной мере соответствует принципу Конвенции, поскольку законные интересы не всегда отражают наилучшие интересы ребенка. Неопределение критериев законных интересов приводит к злоупотреблениям на практике.
Кроме того, нет комплексного и независимого мониторинга соблюдения прав ребенка. Существующая в Беларуси Национальная комиссия по правам ребенка не является автономным и независимым органом. Это всего лишь часть государственного аппарата. Кроме того, ее деятельность носит чисто формальный характер (например, прием граждан проводится один раз в месяц; не публикуются отчеты о результатах деятельности). Она не выполняет функцию координации и мониторинга соблюдения прав детей на национальном и местном уровнях.
На презентации доклада юрист «Весны» Павел Сапелко также обратил внимание на свободу мирных собраний белорусский детей:
«Представьте себе белорусскую Грету Тунберг, которая захотела попротестовать на улице по какой-то экологической проблеме. Во-первых, она даже не найдёт, где прочитать об этом, поскольку бесплатной версии Закона «О массовых мероприятиях» в интернете нет. Во-вторых, в школе ребёнку также не объяснят ничего про свободу мирных собраний. Скорее всего, ему только расскажут о запретах и ограничениях в этом плане. Таким образом, право на мирные собрания ограничено для детей в Беларуси. Впрочем, как и для взрослых».