Как стало известно, в ночь с 8 на 9 апреля 2024 года в брестском СИЗО №7 умер 51-летний политзаключенный Александр Кулинич. По сообщениям СМИ, причиной смерти стала ишемическая болезнь сердца. Белорусское правозащитное сообщество выражает глубокое соболезнование семье, родным и близким Александра Кулинича в связи с его смертью.
Александр Кулинич был задержан 29 февраля 2024 года, а уже 16 апреля 2024 года у него должен был состояться суд по части 1 статьи 368 УК («Оскорбление президента Республики Беларусь»). Его задержали за комментарии в интернете, в частности, в адрес Лукашенко, которые были сделаны в период с 2020 по 2023 год. Комментарии носили протестный характер и должны быть оценены как допустимая форма выражения мнения.
На данный момент причина смерти Александра Кулинича и иные обстоятельства достоверно не известны. Однако, по предварительной информации, у Александра были проблемы с сердцем и высокое артериальное давление, а нахождение в СИЗО могло обострить эти проблемы из-за условий содержания в отсутствие должного уровня диагностики, профилактики и лечения заболеваний в учреждениях Департамента исполнения наказаний МВД.
Смерть Александра Кулинича – шестая за последние три года смерть политзаключенного в учреждениях ДИН МВД. Так:
-
в мае 2021 года в исправительной колонии № 17 в Шклове Могилевской области скончался политзаключенный Витольд Ашурок;
-
в мае 2023 года в колонии "Витьба" умер политзаключенный Николай Климович;
-
в июле 2023 года в больнице скорой медицинской помощи Гродно скончался художник Алесь Пушкин. В больницу его привезли из тюрьмы № 1 Гродно;
-
в январе 2024 года в исправительной колонии "Витьба" умер политзаключенный Вадим Храсько;
-
в феврале 2024 года в тюремной больнице умер политзаключенный Игорь Ледник. В больницу его доставили из колонии № 2 Бобруйск.
В связи с очередной смертью в Беларуси человека, находящегося в местах принудительного содержания, мы напоминаем беларусским властям о международных обязательствах в области прав человека. Так, статьей 6 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено, что “право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека”. В своем Замечании общего порядка № 36 (статья 6: право на жизнь) Комитет по правам человека отметил, что “право на жизнь имеет решающее значение как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Оно само по себе является самым ценным правом, присущим каждому человеку, но оно также представляет собой одно из основных прав, эффективная защита которого является необходимым условием для осуществления всех других прав человека”. Комитет также указал, что “право на жизнь – это право, не подлежащее узкому толкованию”. Речь идет о “праве физических лиц не подвергаться действиям или бездействию, которые имеют своей целью или ожидаемо могут вызвать их неестественную или преждевременную смерть. Статья 6 Пакта гарантирует это право всем людям без какого бы то ни было различия, включая лиц, подозреваемых или осужденных в связи с даже самыми тяжкими преступлениями”.
Важно подчеркнуть, что нахождение человека в условиях изоляции не должно лишать его доступа к специализированной медицинской помощи. В этой связи напоминаем об указании Комитета по правам человека в Замечании № 36, "государства-участники несут повышенное обязательство заботиться о принятии любых необходимых мер для защиты жизни лиц, лишенных свободы государством, поскольку, подвергая лиц аресту, задержанию, заключению или иным образом лишая их свободы, государства-участники берут на себя ответственность за заботу об их жизни и физической неприкосновенности, при этом для уменьшения такой ответственности они не могут ссылаться на отсутствие финансовых ресурсов или другие материально-технические проблемы. Обязанность по защите жизни всех задержанных лиц включает в себя оказание им необходимой медицинской помощи и соответствующий регулярный контроль за их здоровьем".
Ежедневно тысячи заключенных и содержащихся под стражей переживают нарушение основных прав на жизнь и здоровье, которые гарантированы как международными обязательствами страны, так и Конституцией. Недостатки медицинского обслуживания в исправительных учреждениях - отсутствие соответствующих условий и оборудования, квалифицированного медицинского персонала, игнорирование жалоб заключенных и несвоевременное предоставление необходимой медицинской помощи - ставят под угрозу жизнь и здоровье заключенных, в том числе - произвольно лишенных свободы.
Особую тревогу вызывает содержание некоторых политических заключённых в условиях изоляции от внешнего мира, что является грубейшим нарушением прав человека. Дополнительно, отсутствие доступа к надлежащему правовому представительству и связи с семьей делает ситуацию еще более критической, угрожая не только физическому, но и психологическому благополучию заключённых. Эта система принуждения и контроля становится источником серьезного беспокойства как для беларусского гражданского общества, так и для международного сообщества, и требует немедленных действий для исправления нарушений прав человека.
Мы в очередной раз вынуждены констатировать, что Республика Беларусь не выполняет свои обязательства в сфере права на жизнь и в этой части. Право на жизнь в должной степени не охраняется законом и не обеспечивается на практике, что регулярно приводит к необратимым трагедиям.
Ситуация усугубляется практикой произвольного заключения: помимо общего игнорирования соображений необходимости и соразмерности при вынесении приговоров, судьи зачастую не принимают во внимание состояние здоровья обвиняемых, назначая серьезные санкции, связанные с лишением свободы, за деяния, по сути, представляющие собой реализацию прав человека. В результате в местах принудительного содержания оказываются также и люди из уязвимых социальных групп, для которых принудительная изоляция или заключение оказывается еще большим испытанием, чем для других. По состоянию на начало 2024 года, среди политзаключенных было не менее 48 пенсионеров (в 2 раза больше, чем в 2022 году!), а также не менее 143 человек с инвалидностью и тяжелыми заболеваниями.
Власти Беларуси должны осознать, что подобные случаи смертей политических заключённых лишь подтверждают высказанные правозащитниками оценки относительно соблюдения прав человека и утраты Беларусью признаков правового государства. Власти должны признать, что произвольное заключение и преследование за выражение политических убеждений противоречат основным принципам демократии и правового порядка.
Недостаточное внимание к этим проблемам и отсутствие конкретных действий для их решения только углубляют кризис в области прав человека в стране и ухудшают её международную репутацию. Каждая новая смерть политзаключенного в беларусских тюрьмах лишь усиливает тревогу и обеспокоенность международного сообщества и подчеркивает необходимость немедленных и конкретных мер со стороны властей для исправления ситуации.
Мы продолжаем подчеркивать, что уже шестая смерть политзаключенного в местах лишения свободы за столь короткое время из-за неоказания надлежащей медицинской помощи является следствием системной государственной политики бесчеловечного обращения с людьми, основанного на политических мотивах.
На основании изложенного, еще раз подчеркивая важность обеспечения права человека на жизнь и здоровье, мы, представители беларусского правозащитного сообщества требуем от беларусских властей:
-
от Генеральной прокуратуры Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь — возбудить уголовное дело по факту смерти Александра Кулинича, провести объективное и всестороннее расследование для установления причин данной трагедии и проинформировать общественность о его результатах;
-
проинформировать общественность о результатах расследования смертей других политических заключенных в беларусских тюрьмах — Игоря Ледника, Витольда Ашурка, Николая Климовича, Алеся Пушкина и Вадима Храсько;
-
провести проверку по всем случаям нарушения права на охрану здоровья в местах лишения свободы и принять соответствующие меры по привлечению виновных к ответственности для недопущения подобных трагических последствий в будущем;
-
обеспечить надлежащую медицинскую помощь в местах принудительного содержания, в том числе, наличие квалифицированного медицинского персонала и соответствующего оборудования;
-
от сотрудников пенитенциарных учреждений, других государственных учреждений, осуществляющих принудительную изоляцию (ИВС, ЦИП, СИЗО и др.), и их руководства соблюдения Конституции Республики Беларуси и международных обязательств по обеспечению охраны жизни и здоровья лиц, лишенных свободы и находящихся в изоляции, оперативно реагировать на жалобы заключенных, связанные со здоровьем, принимать срочные меры по их рассмотрению.
Указанные требования не отменяют заявления беларусского правозащитного сообщества о недопустимости преследования граждан за осуществление своих гражданских и политических прав, немедленного освобождения и пересмотра уголовных дел всех политзаключенных в Беларуси.
Белорусские власти должны неукоснительно соблюдать международные обязательства в области прав человека, что включает в себя обеспечение независимости судов, защиту свободы слова и мнения, а также гарантии справедливого судебного разбирательства для всех граждан, независимо от их политических убеждений или социального статуса, а также провести серьезную реформу системы юстиции и исправительных учреждений.
Белорусский Хельсинкский Комитет
Правозащитный центр “Вясна”
Правовая инициатива
Respect-Protect-Fulfill
Беларусский ПЭН
Врачи за правду и справедливость
Белорусский дом прав человека имени Бориса Звозскова
Фонд медицинской солидарности Беларуси (BYMEDSOL)