КАНЦЭПЦЫЯ НАЦЫЯНАЛЬНАГА ЗАКАНАДАЎСТВА Аб роўнасці і мерах па прадухіленню І абароне ад дыскрымінацыі. Праект для шырокага абмеркавання

Разработчики

Данная концепция разработана экспертами белорусской Сети за равенство и недискриминацию, в которую, в частности, входят: РПОО «Белорусский Хельсинкский Комитет»Просветительское правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью»Простое товарищество «Инициатива Forb»,  Инициативная группа «Идентичность и право». 
 

О концепции

Представителями гражданского общества разработан проект концепции национального законодательства о равенстве и мерах по предотвращению дискриминации. В концепции приводится обоснование необходимости принятия всеобъемлющего антидискриминационного законодательства и основные положения, которые должен содержать данный закон:

  1. систему проработанных и согласующихся с другими нормативными правовыми актами терминов и определений. В концепции предлагается включить в антидискриминационный закон определения прямой и косвенной дискриминации, позитивных действий, разумного приспособления, виктимизации, антидискириминационной экспертизы, притеснения;

  2. систему принципов, на которых должна строиться государственная политика в области обеспечения равенства и борьбы с дискриминацией;

  3. описание сфер деятельности, на которую должен распространяться закон;

  4. обжалование случаев нарушения равенства и актов дискриминации;

  5. примерный перечень нормативных правовых актов, в которые предполагается внести изменения и дополнения в связи с принятием закона о равенстве

 

Почему Беларуси нужно антидискриминационное законодательство?

  1. Все положения о равенстве и недискриминации в белорусском законодательстве декларативны и не подкреплены эффективными механизмами защиты от дискриминации:

Напомним, что речь об этих положениях:

Статья 22 Конституции: Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Статья 2.12 ПИКоАП: Все лица, участвующие в административном процессе, равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту их прав, свобод и законных интересов.

Статья 15 Хозяйственного процессуального кодекса: Лица, участвующие в деле, при осуществлении правосудия судом, рассматривающим экономические дела, равны перед законом и судом, рассматривающим экономические дела.

Статья 6 Закона о правах ребенка: Все дети имеют равные права независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности, социального и имущественного положения, пола, языка, образования, отношения к религии, места жительства, состояния здоровья и иных обстоятельств, касающихся ребенка и его родителей.

Статья 14 Трудового кодекса: Дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника, запрещается.

Не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения: 1) основанные на свойственных данной работе требованиях; 2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

 

 

  1. В процессуальном законодательстве  бремя доказывания отсутствия нарушения принципа равного обращения (отсутствия дискриминации) не закреплено за ответчиком, как это сделано в европейских правовых системах.

  2. В законодательстве отсутствуют определения таких важных понятий как дискриминация, включая прямую и косвенную, позитивные действия, разумное приспособление, виктимизация, притеснение (харассмент) и другие. Единственный нормативный правовой акт, в котором содержится определение дискриминации, – это Трудовой кодекс.

  3. Отсутствует обязательная антидискриминационная экспертиза проектов нормативных правовых актов, что может приводить к принятию потенциально дискриминирующих правовых норм. В настоящее время проекты нормативных правовых актов проходят юридическую экспертизу, однако в ней не делается акцент на возможном нарушении принципов равенства и дискриминации в связи с изданием нормативного акта. Обязательная антидискриминационная экспертиза предусмотрена в законодательстве большинства европейских государств, а также в некоторых постсоветских странах:  к примеру, в Украине.  Такая экспертиза может проводиться юридическими службами государственных органов, которые принимают нормативные правовые акты. В случае с проектами законов – такую экспертизу могло бы проводить Министерство юстиции.

  4. Одной из задач Цели устойчивого развития № 10 «Сокращение неравенства внутри стран и между ними», которую приняла наша страна, является:

    1. поддержание законодательным путем и поощрения активного участия всех людей в социальной, экономической и политической жизни независимо от их возраста, пола, инвалидности, расы, этнической принадлежности, происхождения, религии и экономического или иного статуса;

    2. обеспечить равенство возможностей и уменьшить неравенство результатов, в том числе путем отмены дискриминационных законов, политики и практики и содействия принятию соответствующего законодательства, политики и мер в этом направлении.

  5. В рамках 2-го цикла Универсального периодического обзора Беларусь поддержала рекомендацию 129.27 (предпринять дополнительные усилия в целях принятия всеобъемлющего антидискриминационного закона, который предусматривал бы, в частности, меры институционального характера по решению проблемы насилия в отношении женщин); и рекомендацию 129.26 в части принятия всеобъемлющих законодательных положений, направленных на борьбу с дискриминацией.