Альтернативные отчёты гражданского общества о реализации ЦУР 16 и Повестки 2030 в Республике Беларусь - 2025

15.07.2025
sdgs pics

Коротко: у Беларуси высокий рейтинг Беларуси в глобальном индексе ЦУР, но есть большое “НО”. Ситуация с правами человека, особенно по Цели 16, продолжает ухудшаться — альтернативные отчеты гражданского общества фиксируют этот разрыв.

Белорусский Хельсинкский комитет подготовил альтернативный отчет о реализации Республикой Беларусь Цели устойчивого развития 16 — «Мир, правосудие и эффективные институты». Также БХК внёс вклад в коалиционный отчёт по всем Целям устойчивого развития (ЦУР), подготовленный представителями белорусского гражданского общества.

Документы приурочены к представлению Беларусью Добровольного национального обзора на Политическом форуме высокого уровня при ООН в июле 2025 года. Предыдущий отчёт страна представляла в 2022 году. 

Согласно Sustainable Development Report 2025, Беларусь заняла 32-е место среди 167 стран по уровню достижения Целей устойчивого развития. Это высокий рейтинг, и власти часто используют его в публичной риторике (например, можно прочесть выступление заместителя Председателя Совета Республики Хоменко С.Н. «Беларусь на пути к достижению Целей устойчивого развития»). 

Однако важно понимать, за счет каких показателей достигается такой рейтинг, и смотреть не «общее арифметическое» рейтинга, но и на проблемные показатели. Например, ситуация по Цели 16 «Мир, правосудие и эффективные институты» продолжает ухудшаться в целом. По цели 8 «Достойная работа и экономический рост» ситуация оценивается как стагнирующая, а по отдельным компонентам (основные трудовые права эффективно гарантированы, смертельные несчастные случаи на производстве) — ухудшается.

Иначе создается впечатление, что оценки разных механизмов ООН (например, ЦУР и доклад УВКПЧ) не просто не согласованы, а существуют в разных реальностях.

Альтернативные отчеты, разработанные гражданским обществом, призваны акцентировать внимание на необходимости видеть постоянную взаимосвязь между ЦУР и обязательствами государства в сфере прав человека. Они позволяют представить независимую оценку прогресса, выявить проблемы и вернуть реализации Повестки 2030 её исходный — человекоориентированный — смысл.