БХК направил Специальным докладчикам по вопросу о поощрении и защите прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом и по ситуации с правами человека в Беларуси информацию о внесении поправок в Уголовный кодекс Республики Беларусь, которые предусматривают расширение возможностей применения смертной казни.
27 апреля Палата представителей Национального собрания приняла в двух чтениях законопроект об изменениях в Уголовный кодекс, согласно которому расширяются возможности применения смертной казни. В частности, путем внесения поправок в часть 1 статьи 59 и часть 2 статьи 67 Уголовного кодекса предлагается применять смертную казнь за приготовление к преступлениям и покушение на преступления, предусмотренные частью 2 статьи 124 (Акт терроризма в отношении представителя иностранного государства или международной организации), частью 3 статьи 126 (Акт международного терроризма), частью 3 статьи 289 (Акт терроризма), частью 2 статьи 359 (Акт терроризма в отношении государственного или общественного деятеля) Уголовного кодекса. 4 мая указанный законопроект одобрил Совет Республики.
В сообщении мы обратили внимание на комментарий Палаты представителей о том, что целью таких поправок является “оказывать сдерживающее воздействие на деструктивные элементы, а также демонстрировать решительную борьбу государства с террористической деятельностью”. Мы в этой связи подчеркнули, что именно неотвратимость, а не тяжесть наказания, является сдерживающим фактором при совершении преступления.
БХК также указал, что публичного дискуссии по данному вопросу не проводилось, в то время как обсуждение таких сложных и деликатных вопросов крайне необходимо.
По мнению БХК такие действия могут быть квалифицированы как нарушение Беларусью своих обязательств по международному праву, в частности пункта 2 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, в котором говорится, что смертные приговоры могут быть вынесены только за самые тяжкие преступления. Комитет по правам человека, в свою очередь, разъяснил в замечаниях общего порядка № 36, что термин "наиболее тяжкие преступления" должен толковаться ограничительно и означать только преступления крайней тяжести, связанные с умышленным убийством. Мы обратили внимание на позицию Комитета о том, что, поскольку смертная казнь несовместима с полным соблюдением права на жизнь, государствам следует стремиться к ее абсолютной отмене. А принятие государствами-участниками мер, которые де-факто приводят к увеличению числа случаев и масштабов применения ими смертной казни или к сокращению числа случаев предоставления ими помилования и смягчения приговора, противоречит предмету и цели статьи 6.
Также в эти дни опубликовано совместное заявление Белорусского Хельсинкского Комитета, ПЦ "Вясна" и общественной кампании “Правозащитники против смертной казни” с призывом к властям отказаться от внесения изменений в законодательство, направленных на расширение случаев применения смертной казни; обеспечить выполнение своих международных обязательств в сфере прав человека, гарантировав уважение права на жизнь, и стремясь к полному искоренению смертной казни, а не расширению сферы ее применения.
Правозащитники также призвали международные организации публично осудить данные намерения белорусских властей, а также убедить их отказаться от планов расширения случаев применения смертной казни в Беларуси.